четверг, 7 февраля 2013 г.

способы расчета материального потока в логистики

2.56 Mb.Название страница12/16Дата конвертации15.01.2013Размер2.56 Mb.Тип             12         Глава 9 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА 9.1. ПОНЯТИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ Термин «распределение», использованный в названии изуча]емой функциональной области логистики, имеет широкое при]менение как в науке, так и в практике. Толковый словарь совре]менного русского языка гласит, что распределить это зна]чит разделить что-либо между кем-либо, предоставив каждо]му определенную часть. Например, распределяют полученную сумму дохода между предприятием, государством и различны]ми фондами; распределяют полученную сумму прибыли между членами акционерного общества и т. п. В экономике распределение - это фаза воспроизводственного процесса: сначала надо произвести материальные блага, а затем распределить их, то есть выявить долю каждого производи]теля в созданном богатстве. * * Поскольку эту долю, как правило, использовать нельзя, то далее про]исходит обмен на то, что может быть потреблено, а затем непосредственно потребление.При этом распределяется право собственности на произведенный продукт труда. Сами продук]ты, например, собранные на вагоностроительном заводе вагоны, между участниками производственного процесса не распределя]ются. В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запа]са материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой. Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах: распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров; распределяются грузы по местам хранения при поступле]нии на предприятие; распределяются материальные запасы между различными участками производства; распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д. Для того чтобы очертить границы распределительной логи]стики, рассмотрим схему процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии (рис. 32). Рис. 32. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистикиМатериальные потоки на стадии приобретения средств про]изводства являются объектом изучения и управления закупочной логистики, материальные потоки на стадии производства -объектом производственной логистики. Объектом распредели]тельной логистики материальные потоки становятся на стадии распределения и реализации готовой продукции. Понятие распределительной логистики легко сформировать на основе общего определения понятия логистики. В главе I (W1.2) логистика определяется как наука (деятельность) о сквозном управлении материальными потоками, включающими в се]бя: доведение материального потока до производства; управление процессом прохождения потока внутри произ]водства; управление процессом доведения готовой продукции до по]требителя. В этой же главе подчеркивается, что специфика логистики заключается в объединении управления материальным потоком на названных трех участках, а также внутри каждого из них, в «одних руках» (выделение единой функции управления ма]териальными потоками - W1.3). Распределительная логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), то есть представляет со]бой науку (деятельность) о планировании, контроле и упра]влении транспортированием, складированием и другими мате]риальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соот]ветствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информа]ции. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем: подчинение процесса управления материальными и инфор]мационными потоками целям и задачам маркетинга; системная взаимосвязь процесса распределения с процесса]ми производства и закупок (в плане управления материальными потоками); системная взаимосвязь всех функций внутри самого рас]пределения. Определение распределительной логистики формулирует]ся следующим образом: распределительная логистика это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процес]се оптовой продажи товаров. Процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается. Эффективность этого процесса в основном за]висит от факторов, лежащих за пределами логистики, напри]мер, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т. п. Рациональная организация материальных потоков в процессе розничной продажи, конечно же, необходима, но здесь значимость ее гораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального потока. Уточним, что сказанное выше относится не к процессу роз]ничной торговли в целом, который включает в себя и оптовую закупку и розничную продажу, а только к розничной продаже, то есть к обслуживанию покупателя. Объект изучения в распределительной логистике - мате]риальный поток на стадии движения от поставщика к потре]бителю. Предмет изучения рационализация процесса физи]ческого продвижения продукта к потребителю. Распределение материального потока уже достаточно давно является существенной стороной хозяйственной деятельности, однако положение одной из наиболее важных функций оно при]обрело лишь сравнительно недавно. В странах с развитой ры]ночной экономикой в 50-х - начале 60-х годов системы распределения развивались в значительной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю; вопросы произ]водства и закупок материалов решались в слабой взаимосвязи друг с другом. Отдельные подфункции, которые в совокупности образуют функцию распределения, трактовались как самостоятельные функции управления. Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х начале 70-х годов. В этот период пришло понимание того, что объединение различных функций, касающихся распределения произведенного продукта в единую функцию управления, несет в себе большой резерв повышения эффективности. Результатом интегрированного подхода к реализации раз]личных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления организаций и пред]приятий. В торговле примером интеграции различных подфункций распределения может служить выделение и развитие специаль]ных структур, занимающихся снабжением магазинов. В странах с развитой рыночной экономикой такие структуры распределе]ния в 70-е годы стали создавать и развивать крупные цепи роз]ничной торговли. Отечественный опыт представлен организаци]ей централизованной доставки товаров в магазины экспедицион]ными подразделениями торговых оптовых баз. 9.2. ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке постав]щик - потребитель, начиная от момента постановки задачи

Глава 9 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА - Логистика

Комментариев нет:

Отправить комментарий